
Многие блогеры вслед за
Проиллюстрирую на примере. Неделю назад я выложил это фото (см. выше) в фейсбук с комментарием "Угадай город по фотографии". Правильный ответ пришел на удивление быстро.
Все верно. Это любой российский город, его непарадная, неоткрыточная, нетуристическая часть.
Поэтому мне хватит одного поста, чтобы отметить все плохое, что я успел заметить за время недавней экспедиции. При чтении нужно учитывать, что я толком не видел РФ последние пять лет, зато хорошо видел ЕС. Поэтому можно сказать, что сегодняшнюю реальность я оцениваю одним незамыленным глазом россиянина и вторым глазом европейца. Все, что увидел в России, я неизбежно буду сравнивать с Европой. А поскольку экспедиция прошла в формате автопробега, то это по большей части взгляд через лобовое стекло.
Но хватит прелюдий:)
1. Дороги.
Эта часть поста продиктована моей пятой точкой. Составлять хит-парад плохих дорог - неблагодарное занятие. Напишешь, например, что худшим участком трассы мне показалась дорога из Самары в Саратов - и тут же соберешь десяток комментариев: "Да ты зажрался! Самара - Саратов - это еще автобан, вот приезжай к нам в Тверь/Читу/Арсеньев!"

Поэтому проще перечислить участки, где состояние дорог лучше, чем в других местах.
Самара-Саратов-Камышин - плохо.
Камышин-Волгоград - намного лучше. Есть несколько небольших участков, требующих ремонта, но в целом впечатление положительное.
Калмыкия - хорошо.
Как только выезжаешь в Волгоградскую область (в направлении Элиста-Москва), дорога опять портится.
В подмосковье все опять налаживается.
Хуже дорог между городами - дороги на окраинах (а кое-где и в центре) городов.

Никаких географических привязок. Это опять любой российский город.

Сравниваем с Испанией.
В этой части поста ничего утешительного сказать не могу. В родной Галисии, может быть, и получится найти выбоины в асфальте размером с колесо, или место, где можно проехать только по обочине встречной полосы, но во-первых, это будет очень непросто сделать, а во-вторых, такая дорога может встречаться только в местности, где никто не живет.
В этом месте обязательно скажите мне "Ну ты сравнил: твою Испанию можно за два часа из конца в конец проехать, и там круглый год лето". Я обожаю такие комментарии. Они плавно подводят нас ко второму пункту.
2. Дураки (на дорогах)
А именно лихачи, хамы и просто отморозки.
Расписывать не буду, об этих людях вы знаете из личного опыта, из подборок записей с видеорегистраторов и из постов в

Отмечу, что на трассе, как мне показалось, с такими проблемами сталкиваешься реже, чем в городах (наверное, потому что тут меньше случайных людей, нет учебных машин, на заправках не продают спиртное). Зато на трассе гораздо проще заснуть.
С другой стороны, здесь чаще помогают друг другу: все эти мигания дальним светом, раскрытая ладонь в окно, снисходительное "Ну куда ж ты летишь, смертничек, давай вписывайся передо мной".
Сравниваем с Испанией.
Конкретно в родной Галисии все несколько лучше, чем в целом по стране. Говорят, здесь очень высок процент тех, кто ездит без прав. Отсюда повышенная вежливость водителей друг к другу и к пешеходам. Я лично стараюсь не переходить дорогу без зебры и по диагонали, но многие жители переходят.
Однако тут тоже встречаются и лихачи, и отморозки. Об одном случае я даже писал.

3. Полиция (ДПС)
Тут я, возможно, кого-то удивлю, но моя претензия такая: полиции на дорогах мало. Я проехал половину Волги и насчитал больше фанерных полицейских машин, чем настоящих. В плане повышения дисциплины камера не заменит пузатого человека с жезлом.
Те полицейские, что есть, кучкуются в "рыбных" местах - как, например, 193-й км трассы Элиста-Волгоград, где построили вполне приличный автобан, но со времен ремонта не убрали ограничитель 70 км/час.

Сравниваем с Испанией.
Тут я не очень в теме, так как безлошадный. Полицию вижу только во время облав, когда в 6 утра после праздника или во время плана "Перехват" закрывают выезды из города и проверяют водителей на алкоголь и наркотики, особенно молодежь.

4. Помоечки и трущобы.
Вообще не буду делить на Россию и Испанию.
Эти фотографии сделаны в Самаре, Энгельсе, Саратове, Астрахани, Тамбове и Сантьяго де Компостела. Угадайте, где какой город:)
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ну да, да, испанский снимок легко отличить от остальных по наличию асфальта. Но вообще и помойки, и места, откуда мусор не вывозится неделями, и брошенные полуразрушенные дома есть в любом городе - уже не России, а мира.
Давайте расскажу вот об этих домах, которые я помню еще до того, как окна заделали кирпичом, а на месте дыры в заборе поставили жестяную дверь.

Долгое время я думал, что эти дома необитаемые, пока однажды не увидел, как какая-то древняя цыганка вышла из среднего дома с ведром помоев и вывалила их в раскрытую дверь соседнего дома. А вы говорите: цивилизованная Европа.
А знаете, как выглядит пляж и набережная после большого праздника? Бутылки и пластик разгребают бульдозерами.

Да бог с ними, с праздниками. Как бы я хотел, чтобы хотя бы на детских площадках по ночам не появлялись разбитые бутылки. Но они появляются регулярно, и собирая осколки в урну, я матерюсь на двух языках.
5. Алкоголизм и безденежье.
Знаете, какие объявления наиболее популярны в России? Нет, не "продаю мечту":)

Если говорить о вывесках, это "Живое пиво" (и прочий алкоголь) и всяческие "Быстроденьги" ("Деньги в долг", "Деньги в дом", "Кредит за 5 минут" и т.д.) Довольно часто эти вывески украшают соседние павильоны.


Отвлекаясь от темы, самое популярное объявление, развешиваемое во дворах на деревьях, это "Грузчики".
Сравниваем с Испанией
По моим ощущениям, испанцы пьют больше. Но на дороге валяются реже. Кстати, здесь бокал пива не препятствует езде на автомобиле.
Про испанское безденежье ничего не скажу. С одной стороны, оно есть, как и 25% безработицы. С другой, в барах и ресторанах всегда полно местных жителей.
Вот таким неоднозначным вышел пост о плохой России. В следующий раз напишу о хорошей.
Пока что набирайте в грудь патриотизма:)

Напомню, что с 6 по 14 июля несколько блогеров ЖЖ по приглашению компании http://invitro.ru поучаствовали в автопробеге по Волге. Маршрут второго этапа экспедиции прошел через города Самара, Саратов, Камышин, Волгоград, Астрахань, Элиста, Тамбов.
Все отчёты участников экспедиции будут собираться в журнале
Journal information