Трамвайные билеты чаще выдавал кондуктор (дорогие все-таки), а автобусные и троллейбусные, как правило, покупались в специальных кассах.

Нужно было бросить монетку в прорезь и покрутить ручку аппарата. При вращении ручки монетка по резиновому полотну, похожему на эскалатор, спускалась вниз, а от рулона билетов отматывалась лента нужной длины.
Пассажир, садящийся рядом с кассовым аппаратом, брал на себя примерно такую же ответственность, как и тот, кто в самолете занимает место рядом с аварийным выходом. Людям с дрожащими руками и слабыми математическими способностями лучше выбрать место поспокойнее. Ведь именно этот пассажир должен был отрывать билеты и отсчитывать сдачу на весь автобус. Набрать сдачу с рубля было проблематично. Проще было сразу отдать его контролеру, ведь именно столько составлял штраф.
Фраза "Штраф за безбилетный проезд и провоз багажа - 3 рубля" повергала меня в задумчивость. Как будущий программист я уже в 7 лет понимал ее неоднозначность.
Еще одну фразу часто писали трафаретными буквами над раздвижными дверями: "Совесть -лучший контролер". И так оно и было. Обладателям проездного билета по правилам следовало громко объявить об этом при входе в автобус и предъявить билет другим пассажирам. "Единый!"
Помню случай, когда места рядом с кассой заняли три бабушки. Кто-то передал им 8 копеек вместо 10-ти. Возможно, просто обронили двушку. Бабушки посовещались и оторвали полтора билета со словами: "Ну, номер же видно". Всем последующим пассажирам доставалась половинка прошлого билета и половинка своего.
Счастливые билеты следовало съесть, предварительно загадав желание. Причем москвичи и тут умудрились выделиться. В то время как во всех остальных городах билетик с шестизначным номером считался счастливым, если сумма трех первых цифр совпадала с суммой трех последних, то у москвичей в счастливом билете должны были совпасть суммы четных и нечетных цифр. Примерно так:

Отвечу на волнующий многих вопрос. В рулоне из миллиона билетов (от 000000 до 999999) счастливых будет 55252. Т.е. примерно каждый 18-й. Кстати, на вкус билеты были не очень, а загаданные желания того времени я уже и не вспомню.
Ну и хватит на сегодня, пожалуй. Про ужасно близорукую кондукторшу расскажу как-нибудь в другой раз, а про легендарного усатого контролера в районе МГУ вы и сами, наверное, знаете:)
Всем удачных выходных. Для тех, кто соскучился по моим комментам - сегодня ночью я участвую в акции Добромет, постараюсь откомментить сколько успею.
Добавить меня в друзья в ЖЖ | твиттер | фейсбук | вконтакте.
Journal information